Почему многие наши люди далеки от бизнеса?

Почему многие наши люди далеки от бизнеса?

Во-первых, давление советского прошлого (хоть там и было что-то светлое, но нам запрещено было даже думать, чтобы проявить инициативу и поработать с выгодой для себя, а не для государства. Мой дедушка-коммунист на корню зарубил инициативу моего отца – тогда школьника – перепродавать журналы.
И мой отец – изобретатель – как все, пошел на завод работать на государство. А ведь у него были золотые руки, он хорошо разбирался в электронике, сам придумал и установил на входной двери электронный кодовый замок – чтобы мы могли открывать свою дверь без ключа. Но государству это не было нужно).

Во-вторых, инерция. У нас как 30 лет назад считалось главным – поступить в институт и получить корочку – так и сейчас у большинства родителей это идея-фикс. Даже при том, что большинство ВУЗов вообще ничему не учит, а иногда обирает студентов до нитки, и выпускникам никакая работа не предоставляется (в отличие от советских времен) – они должны искать себе работу сами. Поэтому большинство школьников идут в ВУЗы, по окончании которых кладут свой диплом на полку и ищут работу не по специальности (а какую найдут). А молодой запал-то уже прошел.

 В-третьих. Даже те люди, которые что-то умеют делать (ремонтировать, чинить, помогать), не хотят вешать на себя ярмо предпринимателя. Потому что вне зависимости от того, сколько ты клиентов найдешь и сколько заработаешь, государство уже посчитало, сколько ты ему должен. И обычно это цифра очень высока для начинающего предпринимателя (цель которого – накормить семью, а не стать очередным Биллом Гейтсом).
В-четвертых, во многих сидит страх 90-х годов, когда государство сложило с себя обязательства защищать честного человека в борьбе с рэкетом и мошенничеством (впрочем, как и сейчас это иногда проглядывает).
В-пятых, сегодня люди и без СМИ видят, как тяжело предпринимателям выживать. Душат их не только налогами (государство), арендной платой (муниципалитет), но и нечестной конкурентной борьбой, в которой участвуют в том числе и чиновники (коррупция). В нашем городе на глазах горожан местные власти развязали борьбу с одним местным предпринимателем, открывшим недорогую и удобную типографию (так, что городским газетам предоставилась возможность печатать свои издания в родном городе, а не возить тираж из областного города – за 200 километров). Так лишили его-таки помещения. Кроме того, так называемые “тендеры” в нашем городе не разыгрываются, а распределяются (доходили до меня жалобы местных предпринимателей).
В-шестых, люди просто не знают, чем заняться (какой бизнес открыть). Ничего кроме “магазин”, “кафе”, “ремонт”, “клининг”, “пошив одежды”, “агентство недвижимости” – они не знают. Но открыть магазин, кафе – сами знаете, сколько денег нужно. По поводу других перечисленных бизнесов – не каждый чувствует в себе подобающего специалиста, чтобы этим заняться.

Невозможно найти исполнителей

При этом когда мне как потребителю, нужная какая-то услуга (починить сантехнику, холодильник, настроить компьютер, сделать массаж) – я ведь просто не знаю, куда обратиться.
В фирмы, которые иногда рекламируются на страницах газет – уже обращаться боязно. У них дорого и, возможно, некачественно (а отзывы посмотреть негде). Я могу очень долго рассказывать, как я нанимала одну коммерческую фирму делать у меня ремонт, а другую – вставлять окна; как я периодически мучаюсь с ЖЭКом; как ноутбук мне ремонтируют уже полгода… Официальный сервис в нашем городе – отвратительный (за редким исключением, которое еще найти надо…).
При этом где-то живут голодные мастера, которые сделали бы то же самое быстрее, качественнее и дешевле (потому что им не нужно нести огромные расходы на ведение бизнеса).

Польза людям и обществу от биржи подработки

Как организовать бизнес

Возможно, такой проект – биржа подработки – скорее, социальный бизнес, чем коммерческий проект (хотя кто знает? Youdo.com ведь как-то выживает, как и его американский аналог taskrabbit.com). Но как любой социальный бизнес он может принести намного больше пользы всему обществу и отдельному человеку, чем кажется на первый взгляд.
Организовать такой бизнес, возможно, будет сложно. Нужно до каждого жителя донести его идею. С другой стороны, то, что помогает людям выживать, достаточно быстро ими же осваивается (дорожку в новый дешевый магазин люди быстро протаптывают).
Набрать базу специалистов, взять у всех телефоны – и принимать заявки от населения. Небольшого столика в супермаркете для начала бизнеса хватит.
По мере выполнения заказов будете формировать рейтинг исполнителей. Безответственных и бездарных будете сразу же отсекать (это вам не муниципальное предприятие, где вы были бы обязаны платить лентяю и дармоеду, поэтому лишних расходов не будет). По мере завоевания репутации ваша служба не будет даже нуждаться в дополнительной рекламе. Туда начали бы звонить, как сегодня звонят в такси, и просить прислать специалиста по такому-то вопросу.
Если службы такси прижились в наших городах безо всякого Интернета и кассового аппарата, то службы оказания массовых услуг приживутся еще быстрее. Кататься по городу на такси приходится не всегда, да и этому удовольствию есть масса альтернатив, а вот когда у вас сломается холодильник – тут вам выбирать не придется. Быстро вспомните нужный единый телефон службы услуг и позовете настоящего мастера, чтобы он поскорее вернул ваш быт в привычное гармоничное существование.
Во многих городах работают подобные службы услуг (тот же “Муж на час”). Но их отличие в том, что они уже имеют твердые прописанные тарифы и в них работают свои сотрудники.
Я же предлагаю создать такую же службу, как Youdo (и даже лучше, потому что в ней любой человек мог предложить свою уникальную услугу – в отличие от возможностей Youdo, где набор предлагаемых услуг очень ограничен), где смог бы заработать каждый, за свою цену, предлагая свой набор услуг, даже не вполне обычных – а вдруг кому-то когда-то понадобится именно эта услуга (например, моя дочь однажды решила научиться петь – я перерыла все газеты и весь местный Интернет, но ничего не нашла. А в это время где-то сидел человек, который мог бы заняться моей дочерью, но он же не знал, что кто-то ищет в газетах и Интернете его потенциальные услуги).
Это была бы огромная база навыков и умений, многие из которых могут неожиданно оказаться востребованными.
При таком подходе (когда и заказчик, и исполнитель предлагают свою цену) даже начинающие исполнители смогли бы найти клиента и постепенно развить свой профессионализм, предлагая более низкую цену за свои услуги. Это будет удобно в том числе для малообеспеченных клиентов (которым тоже нужна помощь, но дорогую услугу они просто не в состоянии оплатить).